Формула бытия
 
 
         Ведущие ученые-экономисты собра­лись на неделе в рамках Российского эко­номического конгресса в ожиданиях инте­ресных дискуссий и новых идей, нетриви­ального анализа и взвешенных прогнозов, да и просто пообщаться. Как и бывает обычно в подобных случаях, главная истина была выведена в неофициальном, дружес­ком формате, в беседе за обеденным сто­лом: характеризуя очередного тостуемогo, Руслан Гринберг1 произнес: “Он не барин и не холоп, он нормальный мужик, обычный гражданин...” Мне подумалось: “А ведь это идеальная формула бытия, — с одной сто­роны, превозмочь в себе соблазн напыживаться барином, надменно смотреть по сто­ронам и командовать, а с другой — преодо­леть подлую слабость и животный страх, заставляющий нас беспричинно пресмы­каться, — и принять, наконец, облик Гражда­нина, наиболее соответствующий предназ­начению человека!..” Подумать-то подума­лось, но и засомневалось: “А сможем ли? Ведь становление Гражданина — это не личная задача данного имярека, это соци­альная, более того — государственная за­дача, а в организованной и эффективной реализации коллективного разума мы до сих пор, кажись, особо замечены не были...”.
        Удивительно, но факт: больше всего гражданственности было в нас как раз в на­чале девяностых, нам было не все равно, кто и как напяливает на себя барское “ман­то”, какими нравственными принципами руководствуется и живет, мы не соглашались с ролью челяди, мы пытались выдвигать во власть, как нам казалось, наиболее сильных из нас, способных защитить и государство, и народ... Нам искренне казалось, что сможем построить справедливое общество с “чистого листа”, и ничто не сможет нас оста­новить в решимости сделать это… Годы спустя, удивлялись: как это мы не доглядели, как могло случиться, что среди нас появились рвущиеся к власти мародеры, готовые растоптать идеалы и мечты, мораль и пра­во, и даже посягнувшие на наш генетичес­кий код... Помните, как вырвалось как-то у российского лидера: “После смерти Махат­мы Ганди и поговорить не с кем”?..2 А ведь это клинический диагноз общества, неспособ­ного более воспроизводить свободного, са­модостаточного гражданина, смирившегося с ролью пригнувшегося в страхе статиста, от которой рукой подать до образа шута...
          Почему же мы безропотно смирились с тем, что “удельные князья”, отгороженные от народа частоколом ничтожных шутов (иногда называемых охраной), должны определять, сколько и какого добра нам пола­гается в обмен на эту самую безропот­ность?.. Как и почему мы допустили такую степень искажения ценностей, когда под вопросом оказался нравственный выбор молодого поколения?.. Неужели наше чутье атрофировалось настолько, что перестало различать холопскую преданность, основанную на тотальной за­висимости, от осознанного выбора гражданина, готового за этот выбор отвечать?.. По­нимаем ли мы, что общественная и полити­ческая система, в основании которой – барин и холоп, — губительна и страшна, она может привести к непоправимым последствиям для национального самосознания?.. Понима­ем ли мы, наконец, что барин и холоп — суть одно и то же, что барин, требующий рабского подчинения, сам готов опуститься ниц перед лицом и телом нового хозяина..; что раб большей частью мечтает не о сво­боде, а о том, как обзавестись своим собственным рабом, а наиболее твердолобые из рабов этого-таки добиваются..; что нельзя холопу доверять в принципе, а холо­пу-перебежчику — в особенности..; что хо­лоп во власти размывает границы добра и зла, в своем стремлении “навластвоваться всласть”3 готов перевернуть веками отто­ченные истины, заставив засомневаться и опустить планку собственной самооценки всегда готовых к этому колеблющихся?..
 
         Есть еще одна, убийственная холопская черта, грозящая катастрофой для об­щественного прогресса: холоп привыкает к “кнуту” и довольствуется редким “пряником”, свобода для него — всего лишь временное удлинение цепи, он не в состоянии понять, что при этом “миска” обязательно отодвига­ется, в этом гонении за “миской” и проходит жизнь, не отягощая холопское нутро вопро­сами и сомнениями.., а они как раз и составляют движущую силу прогресса…
        Нам нужно резко начать “выдавливать из себя раба”, и не по-чеховски — “по капле”, — “жизни не хватит” (как метко было замечено кем-то), а ведрами!.. Иначе нам при­дется согласиться с жестоким, но страшно правдивым афоризмом Ромы Надиряна4: для женской половины населения процесс “выдавливания из себя раба” будет озна­чать всего лишь рождение нового челове­ка...
 
 
1 Член-корр. Российской Академии наук, директор Института экономики РАН.
2 цитата из пресс-конференции В.В. Путина журналистам стран “Группы восьми” 1 июня 2007 года.
3 цитата из Булата Окуджавы.
4 Роман Надирян – молодой писатель, ученик А.Р. Дарбиняна, выпускник Российско-Армянского (Славянского) университета.
 
 
 
Dec. 15th, 2009
 
 
 
Комментарии
Введите код*:Click on me to change image
Микрофон
Fish-ка
Idea 12/03/2019